Как я играю на гитаре |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внимание! Этот сайт оснащен системой Orphus. Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан мне, а Вы даже ничего и не заметите — настолько быстро все произойдет. Играем «Dont Panic» ColdplayЭтот урок является моим переводом статьи Девида Ходджа «Песни средней сложности № 18» посвященной песне Dont Panic из альбома Parachutes группы Coldplay с сайта Guitar Noise. David Hodge (Дэвид Ходдж)В настоящее время, живя исключительно неподалеку от Грейт Барингтона (Great Barrington, шт. Массачусетс), Дэвид продолжает давать частные уроки, а также пишет статьи для Acoustic Guitar Magazine, при этом старается посвящать больше времени написанию и аранжировке песен. Чтобы услышать часть его оригинальной музыки посетите страницу, посвященную его музыке на Soundclick.com. Вы можете также найти его произведения и последние новости на его домашней странице: http://www.davidhodge.com. Дэвид Ходдж написал 154 статьи для Guitar Noise. Песни средней сложности № 18Если Вы прочитали мою последнюю статью в разделе «Легкие песни для начинающих» God Put A Smile Upon Your Face, то мой выбор композиции для этого урока, не вызовет у Вас никакого удивления. Мы собираемся взяться за Dont Panic, которая открывает альбом группы Coldplay Parachutes, а также является заглавной песню из саундтрека к фильму Garden State. Как было сказано в упомянутом уроке, я провел чертовски много времени выясняя, какую песню, в какой урок включить. Они обе (по всей видимости, речь идет о God Put A Smile Upon Your Face и Dont Panic прим. пер.) являются относительно легкими, и обе содержат замечательные моменты для изучения ведения мелодии с помощью аккордов и аранжировки. Так что сделайте одолжение если Вы читаете только уроки средней сложности, загляните на страницу для новичков и попробуйте God Put A Smile Upon Your Face. Попытайтесь сыграть оба урока и не стесняйтесь написать мне, в какой раздел Вы поместили бы каждый из них (и почему). Если Вы читаете Уроки среднего уровня на Guitar Noise в первый раз, то мы очень рады Вам! Эти уроки зачастую не слишком сложны, чтобы их сыграть, но иногда в них встречаются объяснения в понятиях выходящих за пределы музыкальной терминологии. Представленные здесь файлы собственная работа автора (David Hodge) и являются его интерпретацией этой песни. Они предназначены исключительно для частного изучения, обучения или исследования. Если Вы впервые читаете эти уроки, наверное, будет полезно донести до вас некоторые соображения. Многие из этих уроков сконцентрированы на игре конкретной песни на одной гитаре. Так как многие из нас имеют тенденцию играть в одиночку (без ансамбля), то я пишу свои уроки исходя из этого. Каждый урок многогранен он не просто обучает конкретной песне, но и рассказывает о теории музыки, аранжировке песни и множестве других нюансов, которые Вы можете использовать в любой другой песне. Другими словами, не отказывайтесь от урока просто Все выше сказанное вы поймете, если Вам знакома «Dont Panic». Суть сегодняшнего урока в том, как песню с многослойными гитарами и эффектами превратить в то, что мы сможем сыграть с (относительной) непринужденностью на одной гитаре? Ответ на этот вопрос ответ, содержащийся в большинстве наших уроков чтобы сделать это необходимо немного подумать. На поверхности, «Dont Panic» очень простая песня. Она состоит из вступления, которое представляет из себя четыре такта Fmaj7, и следующими за ним тремя куплетами. На примере первого куплета видно, что каждый куплет может быть представлен в виде двух частей, повторяемых дважды:
Если Вам будет удобнее Вы можете рассматривать структуру песни как «куплет припев». То, что я обозначил как «Часть I» будет куплетом, а «Часть II» (со слов «...we live in a beautiful world...»), будет припевом. Независимо от того, как Вы думаете об этом, эти две части составляют всю песню, не считая короткого Вступления (Intro). На записи, мы слышим Вступление (Intro), затем первый куплет (или куплета и припева, если Вы так желаете), и затем второй куплет. «Часть I» (первая половина) третьего куплета инструментальный проигрыш, в то время как «Часть II» (вторая половина) спета. Затем «Часть I» играется еще четыре раза, первые два в качестве проигрыша и последние два то, что мы можем назвать Завершение (Outro), которое заканчивает песню. А теперь нам пора приступить прямо к делу. Введение, как я упоминал, играется повторением четырех тактов Fmaj7. Но, естественно, мы этим не ограничимся! Мы собираемся добавить чуть-чуть техники, которую я описал в статье в Play Guitar Magazine (осень 2005), чтобы сделать игру немного более интересной.
Послушать Все очень просто. Мы начинаем с аккорда Fmaj7. Вы можете брать этот аккорд тремя пальцами (открытая первая струна, указательный палец на первом ладу второй струны, средний палец на втором ладу третьей струны и безымянный палец на третьем ладу четвертой струны) или четырьмя пальцами (этот вариант показан в нотах то же самое, что и в вышеупомянутом варианте, но еще добавляется мизинец, на третьем ладу четвертой струны, в то время как безымянный палец прижимает третий лад на пятой струне). Любой из вариантов нам замечательно подходит. Если Вы хотите добавить бас, можно обхватить гриф большим пальцем, чтобы прижать шестую струну на первом ладу. Каждый способ взять этот аккорд будет правильным. Мы начинаем играть Вступление ударом вниз на первую четверть такта (первый бит) и затем ударом вверх на вторую долю второй четверти (четвертая восьмая2). Вы можете услышать, что я делаю перкуссивный (глушенный) удар «вниз» в начале второй четверти. Это необязательно. Мне это помогает сохранять темп. И Вы услышите, что я использую этот прием с той же целью позже, когда мы дойдем до раздела «соло». Во второй половине четвертой четверти первого такта (последняя восьмая), мы убираем указательный и средние пальцы от аккорда, позволяя второй и третьей струне прозвучать открытыми на мгновение до преобразования аккорда в исходное состояние, делая «хаммер» указательным и средним пальцами, возвращая их в первоначальное положение, для удара «вниз» на первой четверти следующего такта. Вы можете извлечь этот аккорд целиком ударом «вниз» или просто сделать «хаммер» на первую четверть второго такта (без удара). Между прочим, если Вы зададитесь вопросом, какой аккорд у нас получается, когда мы убираем наши пальцы от тех двух струн, то это Fmaj9 (#11). Разве вы не довольны, тем, что это узнали? Взгляните на это с другой стороны вы можете теперь пойти и хвастаться вашим друзьям: «Я могу играть аккорд Fmaj9 (#11)! Я покажу, как это делать за доллар!» (автор шутит прим. пер.) И если Как всегда, не торопитесь, начиная играть. Вы обнаружите, что Вы можете украсить этот паттерн, по крайней мере, семью тысячами двумястами восемнадцатью способами, как только Вам станет удобно и просто это играть. Но сперва Вы должны начать с понимания того, как это играется правильно. Я нахожу, что все чаще я останавливаюсь на таком варианте данного паттерна:
Это, очевидно, немного отличается от оригинальной записи. Но мне такой вариант кажется чуть более «заполненным». Вместе с тем, так как это тот же самый ритмический паттерн, который я использую, чтобы играть «Часть I» куплета (третий и четвертый такты), это помогает мне исполнять песню не заботясь о необходимости непрерывно менять ритмический паттерн. И подходя к «Части I» давайте посмотрим, как она развивается дальше:
Послушать Как я только что упомянул, этот паттерн так близок к тому, что мы играли во Вступлении (то же самое, что и в Примере 1A), что у Вас может возникнуть небольшая проблема с этим в этой части куплета. Поскольку Fmaj7 длится два такта, я обычно добавляю то небольшое приукрашивание, которое мы обсуждали во Вступлении, где Вы делаете «хаммер» на второй и третьей струнах. Вы можете даже пойти дальше, извлекая Fmaj9 (#11) в середине второго, третьего и четвертого тактов, как в Примере 2А:
У нас уже готова большая часть песни, но поздравлять себя пока еще слишком рано, так как еще не закончена «Часть I». Вернемся к ней через мгновение, а пока сосредоточимся на «Части II». На оригинальной записи, это то место, где Вы можете услышать вторую электрическую гитару весьма отчетливо. Согласно нотам этой песни, которые я смог найти (и в книгах, и в Интернете), вот что играет вторая гитара:
Это все замечательно, но нет никакого варианта, который бы позволил нам без проблем перейти из простой открытой позиции, в которой играется «Часть I» к этой части гитары. Или все-таки есть? Давайте вернемся к тому, что играется в оригинальной записи, и зададим себе вопрос: «я знаю то, что играет гитарист, но что, фактически, мы должны услышать?» Ноты, которые мы здесь ясно слышим это ноты сыгранные на струне B, (ноты A, B и C), и в этом есть определенный смысл, поскольку эти ноты повторяют мелодическую линию («...we live in a beautiful world...»). Мы также знаем из нашей схемы, что, в этом такте в песне звучит аккорд Dm. В связи с этим я решаю играть Dm таким способом, чтобы нота A могла быть изменена. Поэтому я использую следующую форму аккорда:
Играя Dm в этой позиции я добиваюсь двух важных вещей:
Я должен изменить ритмический паттерн на ровные восьмые ноты, чтобы сделать его похожим на оригинальную партию второй гитары, но это лишь часть пирога. Теперь возникает новый вопрос: я хочу перейти от Dm к Am, что мне делать остаться в той же позиции или вернуться в первоначальную первую позицию? Давайте рассмотрим и попробуем несколько вариантов:
Честно говоря, я не в восторге от применения полного барре в аккорде Am показанного в первом варианте. Я вырос в любви к звенящим открытым струнам, и я не вижу (и не слышу), никаких причин, чтобы прекращать использовать их. Но возврат назад к открытой позиции, показанный в последнем примере, кажется слишком резким. Даже притом, что второй пример использует Am7 вместо Am, я очень доволен звуком и непринужденностью, с которой я могу переместиться от Dm к этому аккорду. Таким образом, этот вариант лучший. Он также дает нам определенный бонус, о котором я Вам коротко расскажу. Говоря о четвертом такте «Части II» с аккордом G, снова слушая записи оригинала (или читая табулатуру), я слышу, что фактически это Gsus4, разрешающийся в G, сыгранный на пятнадцатом ладу первой струны, тринадцатом (для Gsus4) и двенадцатом (для G) ладах второй струны. Учитывая, что это просто на октаву выше, чем те же самые аккорды в открытом положении, я решаю попробовать их и нахожу это прекрасным. После нескольких попыток сыграть этот такт, я обнаружил, что хотел бы чего-нибудь добавить в него. Поэтому, снова отталкиваясь в своем желании от мелодии, я беру ноты F (первый лад первой струны), и E (открытая первая струна), почти машинально, что приятно заполняет остальную часть этого такта. Теперь у нас есть законченная первая часть из «Части II», что очень радует меня:
Послушать Как мы отметили ранее, единственное различие во втором проходе «Части II» то, что в четвертом такте играется Am вместо G. Фактически, послушав оригинальную запись, мы можем услышать, что вторая (электрическая) гитара играет отдельные ноты: E F - A и затем E F, как трель, но очень медленно. Это не просто повторить в открытой позиции аккорда Am или даже Fmaj7, но этого весьма просто достигнуть, когда мы используем полубарре на пятом ладу, как мы это делали ранее. Сохраняя барре (фактически полубарре) на пятом ладу взятое указательным пальцем, я использую мой безымянный или средний палец для исполнения «хаммера» и «пула» на шестом ладу струны B. Давайте добавим это к тому, что у нас уже есть и посмотрим (и послушаем) вторую половину «Части II».
Послушать Теперь у нас есть законченная песня. Не знаю как вы, но я пока не забыл про инструментальный проход в «Части I», который играется вместо третьего куплета. Фактически, с этого момента на оригинальной записи, партия соло-гитары повторяет вокальную линию, и так как при игре аккордов в открытой позиции мелодия, находится в пределах нашего доступа, я думаю, что мы можем попытаться сделать это:
Послушать Мы начинаем с аккорда Am, и (после короткого перкуссивного удара вниз) помещаем мизинец на третьем ладу первой струны, извлекая G ноту, соответствующую мелодии. Затем мы перемещаем наш указательный палец до первого лада первой струны, чтобы получить F, и затем убираем его, чтобы получить E на открытой струне. Обычно, мы повторяем тот же самый паттерн для такта с C, но добавляем с помощью хаммера указательным пальцем дополнительную ноту F на первом ладу еще раз. Я люблю использовать Cmaj7 вместо C чтобы иметь указательный палец свободным (в начале). Такая незначительная вещь немного изменяет звук, но это выглядит замечательно. Мы заканчиваем двумя тактами Fmaj7, взятыми почти также как во вступлении. Если Вы хотите немного разнообразить свою игру, то придумайте короткое, заполнение для второго такта Fmaj7. Вот, например, один из вариантов придуманный мной:
При использовании «трех пальцевой» формы Fmaj7, мой мизинец свободен и может извлечь ноту D на третьем ладу второй струны. Остальная часть заполнения играется просто поднятием и возвращением пальцев на второй и третьей струнах. Стоит отметить, что я заканчиваю, это заполнение открытой струной. Я делаю так потому, что это позволяет мне легко переходить к Am (при повторении этих четырех тактов), или Dm (с которого начинается «Часть II»). Ваш вариант заполнения может отличаться от моего, но я чувствую, что такой вариант помогает мне не терять ритм, потому что я не путаюсь в моих пальцах! Использовать заполнение также полезно в Заключении (Outro). Как упомянуто ранее, в нем просто повторяется «Часть I», но это не повод для нас, чтобы снова повторять то, что мы уже делали ранее. На оригинальной записи вторая электрогитара играет чередующиеся восьмые ноты E и C (двенадцатый лад первой струны и тринадцатый лад второй струны соответственно) в тактах Am, и C перед тем как возвратиться к паттерну с нотами E и F, который использовался в самом конце «Части Два» (в Примере 4 два такта этого паттерна сыграны на аккорд Am7 прим. пер.). Но это не так просто сделать, стараясь сохранить ритм (не говоря уже об использовании открытых аккордов!). Можно попробовать сыграть эту часть иначе, немного изменив ритм. При этом можно использовать в обоих тактах Fmaj7. Это вполне соответствует оригиналу, и выглядит довольно хорошо. Но, вместо этого, давайте добавим заполнение аналогичное тому, что мы только что добавили во второй такт инструментальной части,
Послушать Снова, используя вариант Fmaj7 с тремя пальцами отпуская вторую струну во втором такте, мы освобождаем указательный палец и мизинец, для того чтобы их было легко приспособить к небольшому заполнению. И это подводит нас к завершению Dont Panic. В последних четырех тактах заключения (Outro) просто играйте то же самое, что мы играли в «Части I», только на последнем такте, когда ваша рука сыграет Fmaj7, остановитесь играть (и петь). Да, и на всякий случай, оригинальная запись играется в темпе приблизительно 122 BPM.
Для того чтобы вы имели представление, как все это звучит в целом, а также, что вы можете сделать с рассмотренными частями, послушайте вариант, состоящий из вступления (Intro), куплета и припева, соло (с хорусом) и заключения (Outro). Я сыграл все рассмотренные части на обычной акустической гитаре с небольшим добавлением хоруса и эхо. ПослушатьКак Вы понимаете, это лишь малая часть тех эффектов из всего их многообразия. Но важно, чтобы ваши аранжировки, или, по крайней мере, их большая часть были бы такими, чтобы их можно было бы сыграть эффектно без каких либо примочек. Будьте способны сыграть самое важное не применяя настройки звука или эффекты. Я надеюсь, вам понравился этот урок, и, что вам понравится играть Dont Panic самостоятельно, вместе с вашими друзьями или даже вместе с оригинальной записью. Помните, что не каждую известную вам песню можно аранжировать для одной гитары. В некоторых из них вам, возможно, придется пожертвовать гораздо большим количеством оригинального материала. С другими, может оказаться, что достичь желаемого звучания невозможно, и важно знать, как получить нужное вам звучание песни, основываясь на оригинале. Dont Panic и подобные ей песни хороши тем, что Вам не нужно слишком далеко уходить от оригинала, и Ваши слушатели сталкиваются Помните также, что все эти уроки, и здесь в разделе «Песни среднего уровня» и в разделе «Легкие Песни для Новичков», представляют из себя несколько большее, чем уроки «как сыграть любимую песню близко к оригиналу». Пробуйте выделить немного времени (и усилий), для того чтобы применить полученные в уроках знания по голосоведению (ведению мелодии с помощью аккордов) и аранжировке (и умению слушать!) к другим известным вам песням, которые вы играете. Большинство музыкантов скажет Вам, что способность импровизировать и думать на ходу приходит со временем, в результате вашего опыта полученного в результате экспериментов от испытания и ошибок. Не бойтесь совершать ошибки! Главное, когда вы сделаете И, как всегда, не стесняйтесь обращаться ко мне с любыми вопросами, комментариями, проблемами или песнями (рифами или соло), которые вы хотели бы обсудить в следующих выпусках. Вы можете либо оставить свой вопрос на Guitar Forums либо послать его по электронной почте непосредственно мне на dhodgeguitar@aol.com. До следующих наших уроков David Hodge (Posted October 12, 2005)
![]() Примечания:1 Источники в интернете, как правило, указывают, что второй раз 2Автор употребляет термин «the second half of the second half of the second beat», что дословно можно перевести как «вторая половина второй половины второй четверти такта (бита)» прим. пер. (вернуться назад). ![]() P.S.Сайт постепенно перебирается в мой блог "Впечатления", где ему отведено особое почетное место.
![]() |