Как я играю на гитаре

Главная · Уроки · Обзоры · Ссылки · Ж-Журнал
* * *

Внимание! Этот сайт оснащен системой Orphus. Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан мне, а Вы даже ничего и не заметите — настолько быстро все произойдет.

Простые произведения

Все время играть одни упражнения скучно, поэтому практически сразу хочется сыграть что-нибудь известное, красивое, цельное и при этом не сложное. Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим несколько произведений соответствующих данным критриям. Если посмотреть какой-либо самоучитель по классической гитаре (или любому другому инструменту), то обычно все начинается с каких либо народных мелодий. Чаще всего песен, таких как «Во поле березка стояла», «Калинка-мaлинка», «Со вьюном я хожу» и т. п. Их мелодичекая простота не только влечет простоту техническую, но и делает их легко запоминающмися, а также позволяет закрепить в сознании основные (базовые) тональности. Мы конечно же не станем разучивать эти народные песни, но воспользуемся тем же принципом и начнем с народной итальянской (средиземноморской) мелодии «Тарантелла».

Тарантелла

Я столкнулся с этой мелодией в книге Ал Ди Меолы «Скоростная техника игры медиатором». Вот что он пишет: «Следующее упражнение представляет собой законченную пьесу. Ее лучше всего разучивать по частям. Эта пьеса, «Тарантелла», как нельзя лучше подходит нам в данной ситуации, поскольку, как и большинство других средиземноморских народных мелодий, она начинается в медленном темпе и постепенно разгоняется до немыслимой скорости. Итак, разучите ее в медленном темпе, а затем постепенно увеличивайте его. Другой подобный пример можно найти в моей композиции «Egyptian Danza».

С нотами, в том виде как они представлены в книге, а также с самой книгой можно ознакомиться на сайте guitarplayer.ru. Ноты представленные выше написаны мною и отличаются от оригинала лишь небольшими не существенными ньюансами и наличием табулатуры. Единственное что стоит обратить внимание — на мой взгляд (а точнее слух) в нотах предложенных Ди Меолой в начале третьей части (перед предпоследней нотой 11-го такта), вероятно, пропущен бекар, делающий эту ноту — нотой «соль». Однако поскольку записи Тарантеллы в исполнении Ди Меолы я не нашел, однозначного вывода сделать не могу.

Относительно табулатуры необходимо отметить, что судя по обозначениям в нотах Ди Меола предлагает играть её в IV — V позициях, тогда как я её играю в VII — IX позициях. Никакой разницы в плане технической сложности здесь нет, все зависит от личных предпочтений. Мой выбор скорее связан с тем, что как мне кажется звук на более низких струнах более «сочный» и «густой». Рекомендую Вам самим выбрать наиболее приятную для Вас позицию. Хотя научиьься играть советую в обеих. Для особых «маньяков» скажу что всю композицию можно сыграть исключительно в IX позиции — тоже можете попробовать.

Если говорить о произведении в целом, то оно состоит из трех независимых частей, каждая из которых повторяется дважды без каких либо изменений. Следует послушать совет Ди Меолы и разучивать эту пьесу по частям. Особенностью пьессы является её неровный ритм. Советую сначала самим разобраться с нотами и сыграть эту мелодию, а уже потом послушать как она должна звучать. Прослушать её можно в форматах gtp (Guitar Tab) или midi скачав соответствующие файлы.

Начинайте играть пьесу сначала в медленном темпе, даже еще медленнее чем это указано в нотах (96 bps), чтобы вы смогли осознать, продумать и прочуствовать пальцами каждую ноту. Только после этого начинайте увеличивать темп. На этой стадии лучше играть с метрономом — он позволит вам сохранять выбранный темп в течение всего произведения. Помните, что играть следует только переменным штрихом — это позволит Вам в дальнейшем играть эту пьесу в достаточно быстром темпе. Чтобы проконтролировать себя посчитайте каким штрихом должен закончиться тот или иной отрывок из произведения. Например если вы начнете играть первую часть пьесы со штриха «вверх» то закончиться она должна штрихом «вниз». Поэтому если вы начали играть её штрихом «вверх» и закончли штрихом «вверх», то значит Вы где-то ошибаетесь. В медленном темпе это может не быть незаметным, однако при игре в быстром темпе эта ошибка повлечет потерю скорости и вам будет казаться что вы не поспеваете за темпом, выбиваетесь из ритма.

Что касается левой руки, то как я уже сказал, представленная выше табулатура играется в VII и IX позициях: 1-ая часть в IX, 2-ая и 3-я в VII c небольшим сдвигом в VI во 2-ой. Табулатура расчитана таким образом, чтобы пальцы в течение одной части находились в одной позиции и играли ноты только своего лада:

Позиция IX
  лады: IX X XI XII
пальцы:  1 2  3  4

Позиция VII
  лады: VII VIII IX X
пальцы:  1    2  3  4

Это также вызвано стремлением к скорости. Вертикальные перемещения левой руки со струны на струну делаются проще, а значит быстрее, чем горизонтальное смещение левой руки с сохранением позиции на той же струне. То есть взять две ноты на разных струнах, но оставаясь в той же позиции гораздо удобнее и быстрее, чем взять их на одной струне но в разных позициях, даже если и находятся они рядом.

Вместе с тем, без смещений здесь не обошлось, поэтому стоит обратить на них особое внимание. Первое смещение вы делаете в конце первой части из IX позиции в VII при переходе к второй части (такт 6). Здесь вы заканчиваете триоль нотой си извлекаемой указательным пальцем левой руки на четвертой струне на 9-ом ладу, после чего Вам необходимо извлечь ноту ля и завершить тем самым первую часть. В принципе эту ноту вы можете извлечь мизинцем на 5 ой струне 12 лад (что вы собственно и делаете в 5 ом такте при первом повторе первой части). Однако следующая нота (начало второй части) должна быть извлечена уже в VII позиции (потому что вторую и третью части удобнее все таки играть в VII позиции, чем в IX), а паузы между этими нотами нет. Поэтому если мы хотим излекать ля мизинцем на 5 ой струне 12 лад, то для того чтоб излечь ноту на 7 ладу нам потребуется растяжка в 6 ладов. Поскольку большие растяжки тоже негативно влияют на скорость (а большие растяжки на большой скорости еще и негативно влияют на здоровье левой руки), то в нашем случае лучше осуществить смещение, тем более, что это не сложно (Есть конечно и другие варианты — можете попробовать). Для этого мы в момент смены ноты (с си на ля) просто ослабляем нажатие большого пальца, снимаем указательный палец со струны и стремительным движением руки смещаем кисть на два лада ближе к перу. Осталось только извлечь нужную ноту. Следите чтобы указательный палец не скользил по неприжатой струне. В противном случае вы услышите соответствующие скрежетание или скрип.

A.Kosh 08.01.2008

* * *
P.S.Сайт постепенно перебирается в мой блог "Впечатления", где ему отведено особое почетное место.

* * *



Hosted by uCoz