Как я играю на гитаре

Главная · Уроки · Обзоры · Ссылки · Ж-Журнал

* * *
 

Внимание! Этот сайт оснащен системой Orphus. Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан мне, а Вы даже ничего и не заметите — настолько быстро все произойдет.

Упражнение 4

Раз уж в предыдущем упражнении мы столкнулись с необходимостью в наличии растяжки пальцев левой руки, значит, настало время уделить внимание этому вопросу. Итак, упражнения на развитие растяжки пальцев левой руки. Первое упражнение преимущественно направлено на развитие растяжки среднего пальца.

 E||-------------------------------------------------------------        -||
 B||-------------------------------------------------------------        -||
 G||------------------------------------------------------------- и т.д. -||
 D||-------------------------------------------------------------        -||
 A||--------------------------------------1-1-2-1-3-1-4-1-5-1-4-1        -||
 E||--1-1-2-1-3-1-4-1-5-1-4-1-3-1-2-1-1-1------------------------        -||

Left  1 1 2 1 2 1 3 1 4 1 3 1 2 1 2 1 1 1 simile     

Пример 10

Данное упражнение я рекомендую сначала освоить на шестой струне, а затем переходить к остальным. Играть других позициях его не надо, поскольку эффект от этого будет не большой. Использовать другие позиции можно в том случае, если в первой позиции играть слишком тяжело. Столкнувшись с этим вы можете начать с позиции более близкой к основанию грифа, например с V. Только не выбирайте позицию игра в которой не вызывает для вас никаких трудностей – вы только потеряете время. Нужно выбрать такую позицию, чтобы вам пришлось прикладывать некоторое усилие для растяжения сухожилий между указательным и средним пальцем. Будьте с этим осторожны, чтобы не повредить руку - усилие это не должно быть слишком большим. Старайтесь максимально расслабить свою руку – Вам будет гораздо легче. Постепенно сдвигайтесь в первую позицию. Играйте медленно, чем медленнее тем лучше. Следите за качеством (чистотой) сыгранных нот. Во время игры соблюдайте правила постановки левой руки, в частности о том, что палец должен ставиться непосредственно перед ладом (порожком). В настоящее время я играю это упражнение в качестве разминочного перед произведениями требующими большой растяжки. Обычно я его играю в первой позиции по всем струнам (с шестой до первой и обратно) два-три раза (то есть два-три повтора), а затем перехожу к следующему. Это упражнение предназначено уже для всех пальцев. В нем используется естественное свойство гитарного грифа – постепенное увеличение расстояния между порожками ладов от основания грифа к перу. Мы рассмотрим его на примере указательного и среднего пальцев. К остальным парам пальцев (средний – безымянный и безымянный – мизинец) применяются те же правила. Выберете удобную для вас позицию на грифе поближе к его основанию так чтобы вы без особых усилий могли бы взять указательным и средним пальцами ноты, располагающиеся последовательно на одной струне и отстоящие друг от друга через лад, т.е. на расстоянии двух ладов (это называется взять мелодический интервал равный большой секунде,) например на 14-ом и 16-ом ладах. Играйте фигуру показанную в Примере 11.

 E||--14-16-14-16-13-15-13-15-12-11-12-11--        -||
 B||---------------------------------------        -||
 G||--------------------------------------- и т.д. -||
 D||---------------------------------------        -||
 A||---------------------------------------        -||
 E||---------------------------------------        -||

Left  1  2  1  2  1  2  1  2  1  2  1  2   simile     

Пример 11

Таким образом, двигаясь по грифу от его основания к перу вы будете постепенно увеличивать расстояние между пальцами. При игре этого упражнения старайтесь как можно меньше отрывать пальцы от грифа. Указательный палец должен отпускать струну только для того чтобы сменить позицию, средний палец – только чтобы дать прозвучать ноте взятой указательным пальцем. Обратите внимание, что во время смены позиции указательным пальцем желательно чтобы средний палец оставался на грифе до тех пор пока указательный не займет свое место. В таком случае при смене позиции вам придется на некоторое время растянуть пальцы на расстояние равное трем ладам. Если делать так тяжело, то последним правилом можно пренебречь, но стремиться к этому необходимо. Играйте данную фигуру до тех пор пока вы сможете чисто сыграть все её ноты. Если в какой то момент растяжки пальце перестает хватать – остановитесь. Вернитесь на одну позицию назад. И в этой позиции проиграйте данную фигуру на всех струнах. Если вам стало тяжело играть упражнение в VI позиции, то получиться у вас должно следующее (См. Пример 12):

 E||--7-9-7-9-------------------------------------------------        -||
 B||----------7-9-7-9-----------------------------------------        -||
 G||------------------7-9-7-9--------------------------------- и т.д. -||
 D||--------------------------7-9-7-9-------------------------        -||
 A||----------------------------------7-9-7-9---------7-9-7-9-        -||
 E||------------------------------------------7-9-7-9---------        -||

Left  1 2 1 2 1 2 1 2 simile     

Пример 12

Повторите это остальными парами соседних пальцев – средний – безымянный и безымянный – мизинец. Заметьте, что у разных пальцев разная степень растяжки, поэтому позиция с максимальной растяжкой в каждом случае будет своя. Поиграв несколько дней это упражнение вы почувствуете, что можете сдвинуться еще на один лад ближе к перу грифа. Так постепенно вы дойдете до первой позиции.

Следующее упражнение, я честно признаюсь, заимствовано мною из книги Metallica “Master of puppets” (Metallica “Master of puppets”/ Сост.: «Guitar College” – M.: “Guitar College”, 2001). Поэтому я просто процитирую Кирка Хемметта. Вот что он пишет: «Джо Сатриани однажды показал мне жуткое упражнение (См. Пример 13). Оно выглядит совсем легким, но на самом деле сыграть его достаточно сложно. Оно направлено на отработку вашей растяжки. Увеличение расстояния между пальцами делает каждую следующую трель все более трудной для исполнения. Хотя я играю этот пример в III позиции, для вас я выписал его в VII, так вам будет проще начать. Освоившись с этой позицией, постепенно переходите ближе к нулевому порожку. Это упражнение укрепит вашу левую руку и облегчит исполнение растяжек. Будьте внимательны, не делайте его, не размяв левую руку, и следите за тем, чтобы не перенапрячь ее. Кроме того, это упражнение нужно играть на каждой из струн.»

     >          >          >            >             
E||--7h-8p-7h-8-7h-9p-7h-9-7h-10p-7h-10-7h-11p-7h-11-|
B||--------------------------------------------------|
G||--------------------------------------------------|
D||--------------------------------------------------|
A||--------------------------------------------------|
E||--------------------------------------------------|
   
Left 1  2  1  2 1  2  1  2 1  2   1  2  1  3   1  3  

     >            >            >                   
E||--7h-12p-7h-12-7h-13p-7h-13-7h-14p-7h-14p-7----||
B||-----------------------------------------------||
G||-----------------------------------------------||
D||-----------------------------------------------||
A||-----------------------------------------------||
E||-----------------------------------------------||

Left 1  3   1  3  1  4   1  4  1  4   1  4   1

     >          >          >            >             
E||--------------------------------------------------|
B||--7h-8p-7h-8-7h-9p-7h-9-7h-10p-7h-10-7h-11p-7h-11-|
G||--------------------------------------------------|
D||--------------------------------------------------|
A||--------------------------------------------------|
E||--------------------------------------------------|

Left 1  2  1  2 1  2  1  2 1  2   1  2  1  3   1  3  

     >            >            >                    
E||-----------------------------------------------||
B||--7h-12p-7h-12-7h-13p-7h-13-7h-14p-7h-14p-7----||
G||-----------------------------------------------||
D||-----------------------------------------------||
A||-----------------------------------------------||
E||-----------------------------------------------||

Left 1  3   1  3  1  4   1  4  1  4   1  4   1

Пример 13

Я позволю себе сделать несколько комментариев к данному упражнению. Фактически это упражнение является более сложным вариантом Примера 10 (или пример 10 является упрощенным вариантом данного упражнения – это кому как больше нравится). Растяжка здесь потребуется еще большая, чем в предыдущих упражнениях, поэтому если трудно играть в этой позиции – сдвиньтесь к основанию грифа. Я, например, играю это упражнение в девятой позиции, а не в седьмой, не говоря уже о третьей в которой это упражнение играет Кирк. Кроме того в данном примере используется легато (пулы – обозначены в табулатуре символом «p», хаммеры – «h»), однако если на начальном этапе сложно играть таким образом можно просто играть переменных штрихом.

И помните, что упражнения на растяжку создают очень большую нагрузку на левую руку и что свои руки надо беречь. Поэтому перед тем как приступить к данным упражнениям обязательно разомните свои руки. Хорошей разминкой могут стать упражнения разделов 1 и 2. Важно чтобы Вы следили за ощущениями в вашей левой руке – перенапрячься и повредить руку очень просто. Поэтому если вы чувствуете, усталость или излишнее напряжение в руке, болезненные ощущения – лучше остановиться и отдохнуть. Напоминание сделанное мною в конце предыдущего раздела также справедливо и в данном случае. Поэтому повторюсь - лучше играть немного, по чуть-чуть, но каждый день, чем раз в неделю, но много, долго и с большими нагрузками.


* * *
P.S.Сайт постепенно перебирается в мой блог "Впечатления", где ему отведено особое почетное место.

* * *
 



Hosted by uCoz