Как я играю на гитаре

Главная · Уроки · Обзоры · Ссылки · Ж-Журнал

* * *
 

Внимание! Этот сайт оснащен системой Orphus. Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан мне, а Вы даже ничего и не заметите — настолько быстро все произойдет.

В этом разделе мы рассмотрим ряд упражнений на звукоизвлечение. Задачей этих упражнений является выработка четких уверенных, а главное согласованных движений обоих рук. Упражнения расположены по мере их усложнения и в конце я расскажу как эти упражнения играть в комплексе. По мере усвоения упражнений они могут переходить в разряд разминочных или вовсе исключаться из содержания занятий. Сразу стоит отметить, что никакой музыкальной ценности в этих упражнениях нет – их задача освоение правильных движений.

Упражнение 1

Это упражнение самое простое. Его можно встретить практически в любом самоучителе и любой преподаватель, скорее всего, в первую очередь покажет вам именно его. Несмотря на свою простоту, это упражнение обладает сильным эффектом – оно позволяет выработать правильные движения левой руки. Особенно если вы только-только начинаете играть.

 E||--5--6--7--8--||
 B||--------------||
 G||--------------||
 D||--------------||
 A||--------------||
 E||--------------||
Left  1  2  3  4  
Right ^  v  ^  v  

Пример 1

Итак, посмотрите на Пример 1 – на нем изображена основная фигура этого упражнения. Ваша задача сыграть на одной струне четыре ноты в восходящем порядке. Одна нота – один палец, каждый палец на своем ладу. Важно помнить, что палец должен прижимать струну не между порожками и не на порожке, а непосредственно перед ним. Особенно стоит обращать на это внимание, когда играете в I позиции (у меня обычно безымянный палец не дотягивался до третьего порожка) в позициях после XII (здесь, наоборот места для пальцев мало, и они норовят прижать ноту прямо на порожке). Выберете удобную для вас позицию. Для меня это пятая позиция – когда указательный палец располагается на V ладу, поэтому и пример написан в ней, но вы можете выбрать любую другую. Здесь критерием выбора является удобство – вы должны смочь поставить все пальцы в нужное положение без особых умственных и физических усилий. В выбранной позиции сыграйте первое упражнение сначала на одной струне – например на первой. Если никаких трудностей это не вызывает – сыграйте его на всех струнах с первой по шестую и обратно. Получиться у вас должно следующее:

 E||--5--6--7--8--------------|--------------------------|
 B||--------------5--6--7--8--|--------------------------|
 G||--------------------------|--5--6--7--8--------------|
 D||--------------------------|--------------5--6--7--8--|
 A||--------------------------|--------------------------|
 E||--------------------------|--------------------------|
Left  1  2  3  4  1  2  3  4  simile
Right ^  v  ^  v  ^  v  ^  v  simile

 E||--------------------------|--------------         --|| 
 B||--------------------------|--------------         --|| 
 G||--------------------------|--------------  и т.д. --|| 
 D||--------------------------|--------------         --|| 
 A||--5--6--7--8--------------|--5--6--7--8--         --|| 
 E||--------------5--6--7--8--|--------------         --|| 

Пример 2

Играйте медленно, но равномерно, соблюдая выбранный вами темп. Метроном в начале лучше не использовать. Если тяжело соблюдать темп (играть равномерно без замедлений и ускорений) лучше отсчитывайте (отстукивайте) его ногой или обозначайте его другой частью своего тела, например кивками головы - как вам удобно. Это поможет вам выработать внутреннее чувство ритма. Некоторые советуют считать вслух или про себя, я это рекомендовать не буду, потому что для меня это неудобно и только сбивает, но говорят, что некоторым помогает. Хотите – попробуйте вдруг для вас это будет удобно. Удобство, еще раз напомню, это главный критерий. Ваша задача - добиться чистого и "внятного" звучания каждой сыгранной вами ноты. Не допускайте звучания посторонних нот вызванных задеваниями правой или левой рукой соседних струн и т.п. Если в упражнении не будет указано иное то правая рука играет переменным штрихом, а пальцы левой руки после извлечения ноты убираются, так что в каждый момент времени на грифе находится только один палец. Следуйте указанной в аппликатуре расстановке пальцев левой руки. Это упражнение, как и все следующие лучше играть на электрогитаре с чистым звуком без искажений и эффектов. Когда вы освоите выбранное упражнение, то есть можете без особых трудностей чисто и ровно играть его по всем струнам, пробуйте играть его в разных позициях. Например, начните играть его с первой позиции и когда дойдете обратно до первой струны – сдвиньтесь во вторую позицию и играйте его снова. Когда опять вернетесь не первую струну – перейдите в третью позицию и так далее. В результате у вас должно получиться нечто следующее (в примере 3 показаны лишь ключевые моменты):

 E||--1--2--3--4-------------        -------------------|-------        -------|
 B||--------------1--2--3--4-        -------------------|-------        -3--4--|
 G||------------------------- и т.д. -------------------|------- и т.д. -------|
 D||-------------------------        -------------------|-------        -------|
 A||-------------------------        -3--4--------------|--1--2-        -------|
 E||-------------------------        -------1--2--3--4--|-------        -------|
Left  1  2  3  4  1  2  3  4  simile
Right ^  v  ^  v  ^  v  ^  v  simile

E|--1--2--3--4--2--3--4--5--|-------       -------|-------------------       --|
B|--------------------------|--2--3-       -------|-------------------       --|
G|--------------------------|------- и т.д.-------|------------------- и т.д.--|
D|--------------------------|-------       -------|-------------------       --|
A|--------------------------|-------       -4--5--|--------------2--3-       --|
E|--------------------------|-------       -------|--2--3--4--5-------       --|

E|--------------2--3--4--5--|--3--4--5--6-------------       --||
B|--2--3--4--5--------------|--------------3--4--5--6-       --||
G|--------------------------|------------------------- и т.д.--||
D|--------------------------|-------------------------       --||
A|--------------------------|-------------------------       --||
E|--------------------------|-------------------------       --||

Пример 3

Подобный подход я рекомендую применить и при изучении последующих упражнений. Его показал мне мой Учитель, и этот метод стал для меня интересным открытием. Ранее я всегда сталкивался со следующей проблемой. Допустим, я отрабатываю какое-нибудь упражнение. Один раз его играть – недостаточно, поэтому надо играть его несколько раз. Весь вопрос в том, сколько его играть и когда остановиться? Если ограничить количество повторов и считать, сколько повторов уже сделал или ограничить количество времени, уделяемое отработке этого упражнения – то все внимание концентрируется на счете или на часах, а не на игре. А надо наоборот. Теперь я обычно делаю так – после того как я выучил упражнение – то есть я могу уверенно и ровно играть его в одной позиции – я начинаю играть его «по всем струнам по всему грифу». Таким образом, и внимание мое обращено к игре, и количество повторов ограничено. При этом количество повторов можно регулировать. Например, можно играть не в каждой позиции, а через одну (I, III, V, VII и т.д.) и или через четыре (I, V, IX, XIII и т.д.). Можно играть с первой струны по шестую в одной позиции, а с шестой до первой уже в другой (См. Пример 4).

E||--1--2--3--4------- -------------------|------------------- --|| B||--------------1--2- -------------------|------------------- --|| G||------------------- и т.д.-------------------|------------------- и т.д.--|| D||------------------- -------------------|------------------- --|| A||------------------- -3--4--------------|--------------2--3- --|| E||------------------- -------1--2--3--4--|--2--3--4--5------- --|| Left 1 2 3 4 1 2 simile Right ^ v ^ v ^ v simile

Пример 4

Особенно важно ограничение количества подходов, когда играются упражнения на выработку силы рук, или связанные с напряжением левой руки (упражнения в которых присутствуют бенды, легато, скоростные пассажи). Чтобы не перенапрячь руку можно ограничивать количество повторов диапазоном, в котором это упражнение будет играться. Например: в каждой позиции с V по XII или через одну с I по VII.

Обычно я разучиваю упражнения следующим образом:

1. Играю упражнение на одной струне в одной позиции.

2. Если есть возможность, я играю упражнение в одной позиции по всем струнам. Если такой возможности нет (например, упражнение охватывает все 6 струн), то перехожу к следующему этапу.

3. Если по всем струнам играю уверенно, то начинаю играть по всему грифу в каждой позиции. Если руки (особенно левая) слишком сильно устают, то сокращаю объем и постепенно его увеличиваю. Например, если, играя упражнение во всех позициях, я чувствую, что устаю в районе 9 лада, то я дня два играю упражнение с I по IX позиции, а затем начинаю постепенно прибавлять по одному – два лада и постепенно дохожу до всего грифа.

4. Весь гриф я играю до тех пор, пока это вызывает какие – либо трудности. Обычно это занимает около недели. После этого я обычно уменьшаю количество повторов. Когда я начинаю чувствовать, что упражнение не дает ни какого эффекта, либо навык или прием который я этим упражнением отрабатывал мною отработан – я перестаю его играть и его место занимает другое упражнение.


* * *
P.S.Сайт постепенно перебирается в мой блог "Впечатления", где ему отведено особое почетное место.

* * *